Путешествие в третью столицу России – Казань

Казансккий КремльУже не первый год в нашей области реализуется программа «Мы — россияне». В этом году с 5 июля по 11 июля впервые с Калининградской области группа учащихся поехала на экскурсию в старинный и красивый город Казань, среди них были 20 учеников 7-х классов МАОУ СОШ. г. Нестерова с сопровождающими Молчанововй М.В и Стогниевой Т.В. Сказать, что это незабываемо – это, наверное, ничего не сказать. Чтобы попасть в Казань, мы провели один день в сердце нашей страны городе-герое Москва. Москва встретила нас приветливым солнышком и хорошей погодой. Первое место, куда мы отправились была Выставка достижений народного хозяйства или просто ВДНХ. И пусть наша экскурсия началась  ранним утром, все ребята с огромным интересом приняли участие в квесте, организованном для нас экскурсоводом. Мы много узнали об огромнейшей выставке, о красивейших павильонах, с восторгом фотографировались у великолепных фонтанов, особенно у фонтана Дружбы народов. После этого мы посетили Мемориальный музей космонавтики, который расположен в цокольной части знаменитого монумента «Покорителям космоса» на аллее Космонавтов. Там мы увидели знаменитых Белку и Стрелку, личные вещи многих космонавтов, в том числе скафандр нашего земляка космонавта Алексея Леонова, посмотрели интересный фильм «Как стать космонавтом», побывали на борту настоящего космического корабля и загадали желание у метеорита. На этом наша экскурсия по Москве не закончилась, до поезда в Казань у нас оставалось время, и мы с огромным удовольствием посетили Государственную Третьяковскую галерею, которая имеет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Мы увидели портреты Пушкина, Лермонтова, познакомились со знаменитыми картинами, которые раньше видели только в книжках, посетили сокровищницу, где сохранились драгоценности и посуда богатых домов. Несмотря на усталость, ребята с огромным интересом разглядывали каждый шедевр, засыпали вопросами экскурсовода и, в конце концов, остались очень довольны музеем.

Карета Екатерины Великой, улица БауманаПосле такого насыщенного дня нас ждал ночной переезд в Казань, который с волнением и нетерпением ждал, наверное, каждый участник нашей экскурсии. В Казани нас встретила очень милая и общительная экскурсовод Эмилия, которая на протяжении всего нашего пребывания в Казани рассказывала об истории города, обычаях, знаменитых людях, и даже прочитала нам татарскую народную сказку «Шурале» (тат. – дух леса).

Михеева Алина: «Мне давно хотелось побывать в каком-нибудь из городов Центральной России, и вот выпала такая замечательная возможность. Прекрасный город Казань, предстал перед нами во всём своём великолепии. Дни, проведённые в этом городе, были насыщенными приключениями и радостными событиями. Нам предоставили комфортабельные автобусы, приготовили для интересную программу и выбрали, несомненно, замечательного экскурсовода. Мне очень понравился этот город и все приключения, пережитые нами»

Красная площадьПервое место, которое мы посетили, был Музей Чак Чак. В музее воссоздан быт татарского зажиточного дома конца XIX—начала XX веков. Быт воссоздан на основе подлинных фотографий интерьеров татарских домов Казани с использованием образцов сохранившихся предметов быта, убранства дома, одежды, орудий труда того времени. Отличительной особенностью этого музея является, что практически всё можно потрогать руками и опробовать в действии. В музее нам рассказали о быте татар, особенностях устройства их домов, национальных блюдах, таких как чак-чак, пастила и другие. И в итоге нас угостили вкуснейшим чаем с чабрецом с чак-чаком.  Наше знакомство с Казанью оказалось очень даже сладким. Подкрепившись, мы с нетерпением ждали посещения исторического центра города —  Казанского Кремля.  Первое, что мы увидели Спасская башня  — белоснежная башня с главными часами города, ворота в сердце Казани. И тут нас ждал, никто иной, как символ города – казанский кот, который пообещал нам увлекательнейшее путешествие в историю с множеством головоломок. Главным заданием было найти принцессу, нужно было запоминать все числа, выполнить сложные задания татарского воина и старого заключенного в башне. Ребята охотно и быстро справились со всеми заданиями (конечно не без помощи руководителей) и в конце путешествия получили памятные дипломы от казанского кота. Далее нас познакомили с религиозными традициями жителей Татарстана.  В Казани проживает очень много мусульман, и мы побывали в главной мечети Кул Шариф, которая поразила нас своим великолепием и богатством. Очень красивая мечеть как снаружи,так и внутри. Производит сильное впечатление, совсем недалеко от нее находится христианский Благовещенский Собор, и  удивительное впечатление все это вместе производит…и мирно очень уживаются две религии, что очень приятно. Наше путешествие в Казань выпало как раз на выходные, и мы стали свидетелями многочисленных свадеб, как русских, так и мусульманских. Несмотря на различия в религиях, все они были великолепны, а свадебные наряды невест вызывали восторг у наших девчонок. А самой знаменитой невестой Казани была царица Сююмбике, о которой мы узнали уже в Кремле. По древней легенде Иван Грозный, взяв город, захотел жениться на красавице-ханше (пережившей уже двоих мужей). Но царица, как и все восточные красавицы,  оказалась горда и неприступна. Она велела русскому царю за семь дней построить семиэтажную башню, что Иван Грозный с легкостью и исполнил, но своенравная ханша не захотела идти замуж и прыгнула с верхнего яруса башни. С тех пор башня и названа ее именем.  Кстати, эта башня относится к знаменитым падающим башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет около двух метров. Казанский Кремль расположен на холме у пересечения двух рек Волги и Казанки, и у Кремля есть замечательная смотровая площадка, которая открывает вид на красивейший город. Также в первый день мы на автобусе проехались по знаменитым улицам города, названными в честь выдающихся людей, живших в Казани, погуляли в тенистых парках, посетили многие городские достопримечательности. Первый день в Казани закончился веселым вечером знакомств, проходившем в конференц-зале отеля «Хаял».

На Красной площадиНа следующий день мы продолжили свое знакомство с Казанью со знаменитого стадиона «Казань Арена». Казань Арена был построен для проведения международных футбольных турниров, вместимость его 45 тысяч человек. Но в 2015 году, во время проведения Чемпионата мира по водным видам спорта, футбольный стадион превратился в огромной бассейн, чего не бывало ни с одной ареной в мире. Также его особенностью является наличие гостиничных номеров, окна которых выходят прямо на футбольное поле. Мы прошлись по стадиону, заглянули в раздевалки футболистов, посидели в их креслах, посетили президентскую ложу, посидели на лавочках запасных игроков и тренеров, посетили конференц-зал, где футболисты ведут свои пресс-конференции. И пусть на газон нам не разрешили зайти, мы с удовольствием  просто поглазели и потрогали газон, где совсем недавно играл Криштиану Роналду.

Монастыренко Влад: «Конечно я не ярый фанат футбола, но побывать на Казань Арене для меня было что-то невообразимое. Много о ней говорить смысла нет, потому-то это надо видеть самим, но одно я могу сказать, там можно жить и очень даже не плохо»

Есть в Казани удивительное здание. Оно построено в виде огромной чаши или казана – это Центр Семьи «Казан». Проезжая мимо этого удивительного здания мы не смогли устоять перед соблазном погулять около него, тем более оно охраняется четырьмя огромными драконами — Зилантами. А когда мы узнали что наверху этого здания есть смотровая площадка, то, естественно, сразу же и поднялись туда. С этой площадки открывается великолепный вид на реку Казанку, Казанский Кремль, мост Миллениума, Казань Арену.

Смотровая площадка Центра Семьи КазанПосле такого современного и высокотехнологичного строения мы снова окунулись в историю и быт татар. Старо-татарская слобода – историческая часть города. В татарскую слободу Иван Грозный заселил татар, которые перешли на его сторону. И, естественно в этой части города наиболее ярко и красочно (в прямом смысле этого слова) выражена вся красота и великолепие архитектуры 16-19 веков. В этом районе города расположены первые мечети, которые мусульманам разрешила отстроить только Екатерина Великая (до этого мусульманам не разрешали строить мечети). Мы посетили такую мечеть, и чуть не стали свидетелями старинного свадебного обряда, но он, к сожалению, проводится за закрытыми дверями. Но на выходе мы все-таки столкнулись с счастливыми женихом и невестой. Старо-татарская слобода тянется вдоль огромного озера Кабан, с которым тоже связано много легенд. Самая знаменитая о ханских сокровищах, которые на своем дне охраняет дракон Зилант. По древней казанской легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки близ впадения той в Волгу. Гора была прозвана зилантовой и дала имя православному монастырю, построенному на ней в 1560 году. Сейчас, по легенде, змей находится в озере Кабан и охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике.

И снова смена времен, с тихой и старинной слободы мы попали в современный выставочно-зрелищный комплекс «Городская панорама» — мир удивительных мультимедийных экспонатов об истории и современности Казани, созданный учёными, художниками, дизайнерами, инженерами с применением самых современных цифровых технологий. Место ярких впечатлений, где прошлое и настоящее встречаются с будущим. И взрослых, и детей здесь ожидали уникальные макеты и панорамы, виртуальные туры, интерактивные стенды, познавательные игры, незабываемые впечатления. Облик Казани в XVI и в XVIII веках с исторической достоверностью тщательно воссоздан на реалистичных макетах. Современная Казань представлена на детальном градостроительном макете, где можно отыскать практически каждое здание её исторического центра. Общая площадь макетов превышает триста квадратных метров, тогда как высота башни Сююмбике  — одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана на них — всего несколько сантиметров.

У мечети Кул ШарифВ этот день вечером у нас выдалось немного свободного времени. И мы решили самостоятельно погулять по одной из самых знаменитых улиц Казани – улица Баумана, или как ее еще называют Казанский Арбат. Эта пешеходная улица в историческом центре Казани. Памятники в стиле национальных сказок, вкусная еда, уличные музыканты, древние церкви, фонтаны, художники, магазины, кафе, рестораны, танцевальные шоу, игровые приставки – это и многое другое ждало нас на «Казанском Арбате». И у этой улицы есть свои символы. Например, карета Екатерины Великой, точная копия кареты, на которой императрица прибыла в Казань, знаменитый Казанский кот, памятник уроженцу Казани Федору Шаляпину, но главным символом этой улицы является колокольня Богоявленского собора, куда мы с ребятами поднялись и полюбовались вечерней Казанью с высоты десятого этажа.

Последний, третий день нашего нахождения в Казани мы исследовали окрестности города. Примерно в 40 километрах от Казани расположен суперсовременный город Иннополис. Этот город начали строить в 2012 году, и планировался он как IT-деревня. Официальное открытие было в 2015 году. Этому городу всего 2 года, но там уже есть свой Университет, лицей, международная школа, детский сад, и всего 16 многоэтажных домов. Гуляя по улицам этого города, загадывая желания у шишек-айтишек, создается впечатление, что мы находимся в будущем, как будто из фильмов фантастики. Некоторые из наших ребят заинтересовались обучение в университете Иннополис. Пожелаем им удачи!

Ну и по традиции, из суперсовременного города мы переезжаем на другой берег реки Свияги – в старинный остров-град Свияжск. Этот город на острове был возведен зодчими Ивана Грозного всего за 4 недели. Благодаря этой крепости, Казань была взята и присоединена к Руси. Эта крепость была заготовлена в районе Углича и сплавлена по Волге. «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все (укрепления) землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском». Свияжск — один из туристических объектов Татарстана, имеющий целый комплекс достопримечательностей:

Как ни печально, но пришло время расставаться с этим прекрасным и красивейшим городом. Я думаю, все участники этой поездки на всю жизнь запомнят эту поездку, город, историю и красоту природы. Ну а горечь от разочарования с расставанием с Казанью нам скрасил еще один день в столице. Красная Площадь – самое сердце нашей страны. Как волнительно смотреть на знаменитые куранты, слышать их бой. Для учащихся 7 К класса интерес вызвали военнослужащие президентского полка, почетный караул и смена караула. Нам повезло не просто погулять у стен Кремля, но и зайти внутрь, в святая святых российского государства. Царь-пушка, величественный царь-колокол, Соборная площадь захватывали дух и переносили нас как будто в параллельный мир, который ранее мы могли видеть только в телепередачах или Интернете.

Серебрякова Полина: «В Москве я увидела различные места, но больше всего мне запомнилась Красная площадь. Увидев её меня охватило чувство восхищения и гордости за свою страну.»

Фонтан Дружбы Народов, МоскваКузнецовская Дарья: «Мы побывали в таких интересных местах в Москве как : Красная площадь, Третьяковская галерея , музей космонавтики, ВДНХ. Также была захватывающая обзорная экскурсия по городу.
Казань удивила нас не меньше, чем Москва. Удивительные архитектурные сооружения, музеи, слободы, история города, легенды и традиции.
Хотелось бы поблагодарить программу «Мы россияне» за организацию экскурсий.
Я рада, что смогла попасть в эту поездку и увидеть замечательные места нашей страны».

Суботкис Настя: «Наша поездка была замечательной. До последнего момента я не верила в то, что поеду в такую даль от нашего маленько городка.
Нестеров — Кибартай — Смоленск — Москва — Казань, ну или «лучшая неделя в жизни».
Эта поездка сыграла большую роль не только в моей жизни, но и жизни многих ребят.
Новые знакомства, впечатления, и неизведанные нами пути.
Спасибо организаторам акции и нашим учителям за то, что дали такую замечательную возможность побывать в прекрасных уголках нашей страны».

Не успели мы оглянуться, как неделя нашего путешествия пролетела и мы уже на пути домой. Мы надеемся, что поездки в Казань станут традиций для жителей Калининградской области. Мы желаем всем посетить этот замечательный город и самим увидеть все его  красоты!

Учитель английского языка Молчанова М. В.