К 70-летию Нестеровской средней школы: люди, история, судьбы

124авфыва20003 - копияНестеровская средняя школа за 70 лет  претерпела множество изменений, каждый руководитель учебного заведения старался улучшить ее, модернизировать, сделать так, чтобы она не уступала школам больших городов. Одним из таких руководителей стала Надежда Николаевна Ефремова.

Надежда Николаевна родилась 1 мая 1932 года  в селе Санино Суздальского района Владимирской области. Детство было тяжелым, даже суровым, так как в 1941 году началась Великая Отечественная война. Родители работали на заводе им. Дегтярева, смена длилась 48 часов – ковали Победу — выпускали пулеметы для фронта.

«В 1942 году начался голод, — вспоминает Надежда Николаевна. – Мы, дети, помогали своим семьям, как могли: осенью собирали гнилую картошку на полях, ловили не улетевших от бессилия грачей, ездили за 75 километров за ягодами в лес. Чтобы хоть как-то облегчить свое бедственное положение, продавали питье и листы бумаги для курева  выходящим после тяжелой смены рабочим».

Учиться в школе в войну было нелегко, обуви не было, приходилось ездить на коньках-снегурках да ходить в огромных не по размеру валенках. Только общественная работа, стремление сделать что-то для хорошее для других  скрашивали трудные военные дни.  Вместе с учителями ученики готовили концерты для раненых, которые поселились в школе на  первом этаже. Помогали,  чем могли,  лежачим: чинили одежду, писали письма домой, читали им газеты. Юная Наденька читала стихотворения по радио для всего города. Это придавало бодрости больным, раненым и голодным горожанам. А потом – Победа: «Невозможно описать, что для всех нас означало это слово, всех переполняла эйфория, сознание того, что теперь все будет хорошо, что самое страшное позади».

В 1946 году на заводе, где работали родители,  стали агитировать людей   восстанавливать город Кенигсберг. Дома был настоящий семейный совет: смотрели, искали на карте, горячо спорили —  решили: «Едем!»

124авфыва200032 сентября 1947 года военная машина подвезла молоденькую Надю и ее семью в поселок Чистые пруды. Дом разрушен, без окон и дверей, трава вокруг выше человеческого роста. Рядом разбомбленный дом, один дымоход остался. «Завыли, закричали, — вспоминает Надежда Николаевна, — не хотим вылезать из машины, хотели домой возвращаться, но приказ есть приказ. Наш  скудный скарб выгрузили, машина уехала, и началась новая трудная жизнь».
Во время войны было голодно, но  сейчас  стало гораздо труднее с продовольствием, родители ходили на работу, первое время немцы  оставались  на территории области, с ними не было никаких конфликтов. Первые переселенцы закладывалифундамент совхоза «Чистые пруды». Школы в поселке не было, подростки помогали взрослым обустраивать быт: убирали сено на волокушах, перелопачивали зерно, работали на огородах.

124авфыва20002Только через год  в поселок приехали учителя, восстановили здание в парке,начала работать школа. Надя поступила в 7 класс. Директор школы Н. И. Филиппов много рассказывал о жизни, о разных городах, о Москве. Учеников было мало, засиживались допоздна, слушали директора,  который раскрывал перед детьми  войны огромный, удивительный мир, а главное, прививал ребятам понимание важности образования и  культуры: «Именно этот человек объяснил мне простую истину: чтобы стать человеком с большой буквы, нужно учиться и учиться только на «5»!»

Окончив школу, Надежда поступила в педучилище города Советска. Стипендия маленькая, жили студенты в комнатах по 15-17 человек, но  учиться было  интересно, с 3 нужно было давать открытые уроки,  а с 4 курса начиналась  педагогическая практика.  В конце учебы довелось юной учительнице начальных классов  принять участие в исследовании выпускаемых кадров Министерства народного просвещения.

124авфыва20002 - копияВ школе при училище Надежде Николаевне дали 1 класс. 39 учеников. Учителя школы помогали юной учительнице, а она самозабвенно отдавалась  работе, добилась полной успеваемости в классе, в конце года ее работа была отмечена грамотами школы, педучилища и Министерства просвещения. Педагогические способности Надежды Николаевны на всех произвели такое сильное впечатление, что ее зачислили на 1 курс Калининградского государственного университета на историко-филологический факультет. Вот где было трудно. Ни одни каникулы студенты не были дома, их посылали в совхозы и колхозы на сельхозработы, а каждый день после лекций выходили группами на расчистку послевоенных развалин. Кроме библиотек, студентка посещала кружок театрального искусства  при Драматическом театре, иногда выступала в массовых сценах театральных постановок.


В 1959 году Надежда Николаевна окончила университет и поступила на работу в Междуреченскую среднюю школу   учителем истории. Готовиться к урокам приходилось по ночам, много нужно было учить. Деревенские ребята, вежливые, старательные, помогали молодым учителям – кололи дрова, ведь жили учителя в деревенском доме  с печью.

124авфыва20001С 1962 года Надежда Николаевна стала учителем русского языка Нестеровской средней школы. Работала она с упоением, на каждый урок шла, как на праздник, очень хотелось донести до учеников всю красоту русской литературы. А с 1976 года учитель литературы стал еще и педагогом-организатором школы. В те времена, по словам Надежды Николаевны, в школе собралась сильная и ответственная команда, каждый был профессионалом своего дела: Л. И. Алексеева, Н. С. Глушкова, Т. М. Буланькова, Е. И. Боброва…Какие торжественные линейки по приему в пионеры проводились тогда! Детские голоса звучали так взволновано, пионеры обещали быть достойными гражданами своей страны под звуки горна.

Проводились общешкольные комсомольские собрания, старшеклассники ответственно готовились к ним, выступали, решали важные школьные проблемы. Устраивали в школе и вечера отдыха для старшеклассников, в школе был свой оркестр, дети сами готовили номера для  концерта под чутким руководством классных руководителей. Все переживали, удастся ли номер, даже сами учителя готовы были пуститься в пляс, лишь бы их класс выступил лучше. Разве можно забыть смотры художественной самодеятельности, когда участвует вся школа, девочки в белых фартуках и белых бантах, а мальчики в костюмах, вся школа жила этим событием!

В 70 -е годы проводились танцевальные вечера и в Районном Доме культуры, но только до 9 часов вечера, были организованы родительские патрули. Надежда Николаевна зорко следила за соблюдением порядка на танцах, вместе с директором школы  умывали девчонок, которые приходили туда накрашенными.

Директором школы Надежда Николаевна стала в 1980 году. В это время наладили хорошие отношения  с  колхозом «Дружба», школьники убирали свеклу, а на вырученные деньги школа организовывала для них поездки во Львов, Беловежскую пущу, в Ленинград  и другие города Советского союза.

124авфыва20001 - копияВ школе каждый год  с размахом праздновали вечера космонавтики. На одном из них присутствовала жена В. И. Пацаева. Она рассказывала о своем муже, побывала она и в школьном музее имени ее мужа, летчика-космонавта, выпускника нашей школы. За время директорства Надежды Николаевны ученики наконец перешли в  новую школу и стали заниматься в первую смену. С помощью колхоза, родителей, учителей физкультуры А. И. Сухареского и  Ю. К. Мысютина была расчищена территория для спортивной площадки. Теперь школьники могли полноценно заниматься на уроках физкультуры.

Педсоветы директор проводила с любовью к учителям, никогда не позволяла себе публично указывать людям на их недочеты, всегда старалась сделать замечание тет-а-тет. В 80-х в школе работали умные, сильные дисциплинированные учителя: Г. А. Деренчук, Е. П. Колбина, Н. М. Сорокина, С. П. Клесова, И. А. Жарская, Н. Н. Михайлова, М. И. Тимченко… А какой пришкольный участок пестовала Галина Ивановна Журавская! Расчистила старый сад, посадила новые плодовые деревья, сколько всего выращивали на участке, школьной столовой хватало на всю зиму!

Сегодня Надежда Николаевна находится на заслуженном отдыхе, уже стали взрослыми внуки. Но всем своим ученикам она запомнилась умной, требовательной, энергичной женщиной, учителем, у которого было очень интересно на уроках, ребята относились к ней с уважением и трепетом. Жизнь и судьба таких людей, как Надежда Николаевна – жизнь и судьба целой  эпохи, когда нужно было преодолевать себя каждый день, отдавать все силы своему делу, поднимать экономику и образование разрушенной войной страны, строить  новое общество, не зря же она выбрала себе жизненный девиз: «Раз надо — значит надо!»

Желаем Надежде Николаевне здоровья и долголетия!

учитель русского языка и литературы И. Нагаева

884 Просмотров 1 Просмотров

Комментирование запрещено