Межрегиональная летняя школа педагогов

img (1)1 июля стартовала ежегодная Межрегиональная летняя школа педагогов, собравшая на базе детского лагеря «Паруса надежды» в городе Светлогорске педагогов из разных субъектов Российской Федерации.  В 2017 году в работе Школы принимают участие  более 150 педагогов и руководителей образовательных организаций из Калининградской, Московской, Ленинградской, Самарской, Воронежской и Тульской областей.   Впервые в истории летней Школы вместе с молодыми педагогами стажировку проходят руководители и учителя образовательных организаций, задействованных в федеральном проекте «Школа эффективного роста», а также педагоги сферы традиционной народной культуры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.

Интенсивная работа по отрядам началась с командообразования под руководством кураторов. В процессе творческого взаимодействия участники получили возможность установить профессиональные и личные связи с коллегами,  заявить о себе, обозначить цели и приоритеты на ближайшие четыре дня.

img (2)Программа Школы продолжилась Торжественным открытием, почетными гостями которого стали Илья Александрович Баринов, врио Заместителя Председателя Правительства Калининградской области, Светлана Сергеевна Трусенева, врио министра образования Калининградской области, Лилия Алексеевна Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования.  В интерактивном формате  гости и участники обсудили настоящее и будущее системы образования и утвердили девиз Школы – «Время учиться!». В своем приветственном слове Илья Александрович  Баринов сообщил участникам: «Когда я учился в вузе, нам постоянно говорили: «Дети – это глина, из которой мы совместно с родителями должны сформировать личность». Желаю, чтобы каждый ученик, которого вы воспитываете и обучаете, стал достойным гражданином нашей страны. Удачного обучения!»

Также перед педагогическим сообществом выступила врио министра образования Светлана Трусенева, которая пригласила учителей на работу в регион: «Благодарю за верность самой лучшей профессии на земле. Мы – большая семья, главное назначение которой — обучать и воспитывать детей. Только совместными усилиями мы сможем усовершенствовать систему. Будьте уверены — мы можем всё!»

img (3)Екатерина Кудрявцева, доцент Дуального университета Баден-Вюртемберга и научный сотрудник РОСНОУ, присутствующая на открытии Школы с делегацией коллег из Германии, отметила: «Креатив молодых педагогов позволит заполнить все пустующие ниши». Продемонстрировать свою креативность участники смогли в творческих вступлениях на Церемонии открытия, украсивших мероприятие и создавших праздничную атмосферу встречи  сообщества друзей и коллег.

Сразу после открытия участники отправились в МАОУ СОШ №1 г. Светлогорска, чтобы под руководством тьюторов погрузиться в образовательную деятельность по предметных группам  и работу над проектными задачами. Результатом подобной групповой работы станет презентация проекта использования современных педагогических  технологий на финальном фестивале.

img (4)Далее педагогам предстояло посетить  выступления экспертов в формате TED-конференции. Профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук М.Е. Бершадский представил педагогам полную классификацию педагогических технологий и рассказал о перспективах применения нейронаук в образовании. А.В. Даниленков, директор Колледжа мехатроники и пищевой индустрии, обобщил в своем выступлении топ-10 современных практик профориентации, среди которых «краш-тест идей» и «день Тени».

В заключение насыщенного информационно, эмоционально и физически дня участники получили возможность расслабиться, исполняя песни под гитару в общем кругу, и отрефлексировать происходящее на традиционной отрядной свечке с кураторами. Во второй день Школы педагогов ожидает не менее активная образовательная и культурная программа.

img (5)Утро второго дня началось заряжающей на активный день зарядкой, результатом которой стал радостный запрос от участников на дополнительный спорт. час. После завтрака молодые педагоги продолжили начатую накануне работу над концепцией проектов в предметных подгруппах. Например, представители дошкольных образовательных организаций трудились над созданием «детского сада будущего», соответствующего международным требованиям к образовательному пространству. Одна из групп учителей начальных классов обсуждала перспективы безотметочной системы оценивания образовательных результатов детей. Учителя иностранных языков работали над проектной задачей «как научить студента говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно». Учителя естественно-математических дисциплин разрабатывали принципы реализации педагогической технологии «Перевернутый класс». Все тьюторы и группы самым творческим образом подошли к выбору тем проекта и способу его презентации. Мобилизация всех ресурсов из-за сжатых сроков подготовки, интенсивный мозговой штурм, помощь наставников и командное сотрудничество – все это можно было наблюдать в первую половину дня в классах школы г. Светлогорска.

img (6)Параллельно на другой площадке Школы шла работы с руководителями «школ эффективного роста» по обсуждению инновационного образовательного поведения с профессором из Санкт-Петербурга Гришиной И.В. «Конструктивно! Полезно! Динамично!», — делятся впечатлениями участники проекта.

Вторая часть дня выдалась не менее насыщенной: участников ждал вариативный блок с мастер-классами и активностями по выбору. На образовательных площадках с участниками работали:
— О.Н. Титова, председатель Калининградской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, выступила экспертом по вопросам социально-трудовых отношений и повышения правового уровня современного гражданина. Встреча прошла в формате брейн-ринга “ПрофЛикбез”;
— Е.Л. Кудрявцева, PhD, доцент Дуального университета Баден-Вюртемберга (ФРГ), научный сотрудник РОСНОУ, с делегацией коллег из Германии презентовала опыт реализации международного образовательного проекта «Сказкотека» и методические принципы образования детей билингвов. По результатам встречи несколько педагогов дошкольного и начального образования приняли решение об участии в апробации проекта в своей образовательной организации;
— О.А. Сашнева, старший методист ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», сертифицированный эксперт WorldSkills, обсудила с педагогами историю развития движения WorldSkills в мире и в России, стандарты WorldSkills, чемпионатное движение и особенности конкурсных заданий;
— В.Н. Кондаков, руководитель лаборатории печатных и интернет-СМИ БФУ имени И. Канта, журналист, шеф-редактор «Классной газеты», и Т.В. Поджидаева, главный редактор «Классной газеты», политконсультант-медиатехнолог, говорили о специфике внутренней и внешней коммуникации образовательной организации, познакомили частников с нормативно-правовой базой использования PR-технологий, учили определять информационные риски и выстраивать партнерские отношения с представителями СМИ и интернет-сообщества;
— Д.Г. Токмаков, психолог и тренер, провел мастер-класс по организации клубного пространства на примере клуба авторской песни «Подорожник».

img (7)Едва успев обсудить мастер-классы и поделиться впечатлениями об экспертах и технологиях, участники Школы вновь разделились на группы. Большая часть педагогов отправилась на экскурсию в выставочный центр Музея мирового океана знакомиться с музейной педагогикой и одной из крупнейших этнографических выставок в Европе. Оставшиеся же в лагере ценители неординарного интерактивного искусства приняли участие в playback-театре, переключив фокус своего внимания с интеллектуальной активности на эмоциональную. Тем временем педагоги и руководители «школ эффективного роста» получали содержательные консультации от экспертов и тьюторов.

И даже на этом не закончилось погружение участников в образовательную программу Школы. Вечерние часы вновь были посвящены групповой работе над предметными проектами. Подготовка видео и стендов, которые уже завтра будут презентованы коллегам и экспертам на заключительном фестивале педагогических идей, проходила в самых разнообразных местах лагеря. Всюду слышались смех и дискуссии, а третий день Школы уже вступал в свои права.                                            Кульминацией программы стал день третий – отчетный.
Ежедневно Школа живет по вариативному расписанию, предусматривающему всевозможные виды активности, и 3 июля не стало исключением.

Прямо с утра все категории участников имели возможность в преддверии итогового «аукциона педагогических технологий» выбрать вариант культурно-образовательной поездки.

img (8)Первую группу принимала в гостях одна из ведущих образовательных организаций региона МАОУ гимназия №40 г. Калининграда и площадка технопарка БФУ им. И. Канта «Кваториум». Целью посещения гимназии можно обозначить знакомство педагогов с современным образовательным пространством и передовым опытом образовательной организации в проектировании образовательного процесса. Покинув стены школы, делегация отправилась знакомиться с инновационной инфраструктурой дополнительного образования детей и молодежи, направленной на раннюю подготовку кадров в сфере инженерных наук, основанной на проектной командной деятельности – «Кванториум». Это платформа создания нового российского образовательного формата для детей, результатом внедрения которого может стать патент на изобретение или отложенный контракт с ведущими промышленными предприятиями региона.

Второй группе педагогов предстояло путешествие в соседний муниципальный район, в котором для начала их встречала с образовательной программой МАОУ СОШ г. Зеленоградска. Масштаб, оснащенность и возможности, продемонстрированные школой, вызвали интересное обсуждение среди участников по пути ко второму пункту назначения — национальному парку «Куршская коса». Посещение самых востребованных локаций парка (высоты Эфа и «танцующего» леса), сама уникальная природа косы позволили группе набраться ресурсов для предстоящей защиты проектных работ.

После обеденного перерыва и финального обсуждения защиты групповых разработок все участники Школы собрались в конференц-зале лагеря. Итоговый фестиваль педагогических технологий вновь посетили почетные гости — М.И. Короткевич, О.Н. Титова, Е.Л. Кудрявцева, М.Е. Бершадский — с особой миссией: экспертно оценить перспективность, актуальность и новизну продемонстрированных проектов. Волнение участников не помешало им с честью представить, а временами и отстоять, результаты своих двухдневных стараний. 9 групп увлеченно, с горящими глазами, артистизмом и немалой долей импровизации презентовали педагогические технологии на темы:
1. «Детский сад будущего»
2. «Перевернутое обучение»
3. «Элементы технологии безотметочного обучения»
4. «Проектная технология»
5. «Технология критериального оценивания»
6. Социальный проект «Книга поможет»
7. «Родительский квест»
8. «Развитие коммуникативной компетентности»
9. «Реконструкция праздника Ивана Купала»

Аукционная концепция фестиваля позволила экспертам уделить внимание каждому стендовому докладу и дать обратную связь всем авторам, отметив для себя откликающиеся идеи. Свои рейтинги проектов, довольно разнящиеся, но аргументированные, а также впечатления и напутствия участникам эксперты высказали в конце мероприятия, подведя тем самым итог образовательной части программы всей Школы.

Снять напряжение последних дней педагогам удалось в вечернее время в клубном пространстве по интересам. В разных частях лагеря молодые педагоги танцевали ирландские танцы вместе с Екатериной Сазоновой (ведущим тренером школы ирландского танца IridanAcademy) и восстанавливали ресурсы тела на танце-двигательном тренинге с коучем Дмитрием Токмаковым. Знакомились с гитарной музыкой вместе с Артемом Дробышевским, художественным руководителем коллектива TrefoilZ, и занимались покадровой анимацией с Катериной Черевко, художницей, дизайнером, доцентом БФУ им. И. Канта. Желающие дополнительной физической нагрузки нашли отдушину в спорт-квесте, организованном спортинструктором Школы Виктором Журавлёвым. Группа педагогов под руководством Д.Е. Крапчунова собрала всех желающих на «Вечёрки», привнеся в вечер третьего дня Школы элементы традиционной народной культуры.

img (9)Заключительный четвертый день в Школе выдался погожим, размеренным и во многом ресурсным. Утром было решено предоставить слово участникам, руководителям, преподавателям и тьюторам Школы для обсуждения блока насущных вопросов «Школа для общества или общество для школы», в связи с чем конференц-зал лагеря превратился в площадку для панельной дискуссии. Представители отрядов Школы, Лилия Алексеевна Зорькина — ректор Калининградского областного института развития образования, делегат от группы преподавателей Школы Марина Алексеевна Федотова, тьютор Школы Дмитрий Георгиевич Токмаков и Алла Вячеславовна Галдукевич от проекта «Школы эффективного роста» были призваны обменяться мнениями по поводу острых вопросов, волнующих педагогическое сообщество.

В ходе обсуждения первым был поднят вопрос «Каким видит общество современного педагога?». В целом ответы и позиции участников сошлись в одном тезисе: «Учитель сам формирует свой социальный образ и строит будущее государства». Вопрос же о том, кто несет ответственность за становление школы – общество или государство, не нашел однозначного ответа. Яркую дискуссию вызвал вопрос про необходимость изменений школьной модели обучения и качества образования. Отмечалась и перегруженность информационного пространства, и декларативный характер нововведений, и противоречия в процессе реализации ФГОС.  Молодых педагогов призывали инициировать постепенные изменения консервативных, репродуктивных образовательных моделей к продуктивным. Самые конкретные ответы, пожалуй, были даны на вопрос «Кто защитит учителя от вызовов общества?»: профессионализм, авторитет, нормативная база и технологии сотрудничества видятся педагогам и руководителям образовательных организаций «спасательным кругом» в сложившихся условиях.

Переходя от официальной части к торжественной, молодым педагогам предоставили время на подготовку коротких творческих выступлений для церемонии закрытия Школы, которая началась с интригующего подведения итогов прошедшего вчера аукциона педагогических технологий. Собранные бюллетени были тщательно обработаны организаторами, что позволило выделить три проекта с максимальными баллами по всем критериям. Команда экспертов из «школ эффективного роста» отдала предпочтение проекту «Родительский квест», молодые педагоги выбрали лучшим проект по технологии безотметочного обучения, а по мнению приглашенных экспертов первым стал проект с разработкой критериальной системы оценивания. Программу закрытия продолжило выступление команды образовательной площадки «Школы эффективного роста». Елена Юрьевна Голубева (руководитель проекта), тьюторы (Ирена Валдовна Ивлева, Дмитрий Георгиевич Токмаков) и участники проекта выступили с  рассказом о процессе и результатах своего обучения в рамках Школы, а также поделились интересным видением молодых учителей глазами опытных руководителей.

Дальше настало время для подготовленных за совсем непродолжительное время творческих номеров. Лиричные песни, аутентичные сценки из жизни отрядов и искренние слова благодарности коллегам, друзьям и организаторам сделали момент прощания со Школой очень трогательным. Напоследок под звуки фанфар все молодые педагоги получили из рук ректора Института и руководителей Школы – Светланы Александровны Пономаревой и Марии Ивановны Кохановской — заслуженные сертификаты и удостоверения о повышении квалификации.

Учитель начальных классов Трифонова Е. В.

1342 Просмотров 1 Просмотров

Комментирование запрещено