На Руси издавна считалось хорошим тоном знать не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда; откуда он происходит, кем были его предки. Откуда я родом? Вопрос с виду простой. Но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням – это в крови каждого нормального человека. Эти знания помогают нам осознать и оценить себя, свое прошлое. В знатных домах генеалогическое древо своего рода всегда висело на самом видном месте и являлось предметом особой гордости семьи. В последнее же время наблюдается спад интереса к изучению своих «корней». Изучая на уроках окружающего мира свою родословную, второклассники сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому учащиеся вторых классов приняли участие в работе над проектом «Моя родословная».
Цель проекта: изучение родословной своей семьи.
Задачи проекта:
- Узнать, как можно больше о своих предках.
- Составить генеалогическое древо своей семьи по линии матери и отца.
- Выяснить интересные факты из биографии близких родственников.
Выполняя данную работу, открывая все новые и новые факты из истории своей семьи, у ребят появлялось все больше вопросов, ответы на которые им еще предстоит найти. Главное, чтобы они поняли, что дороже семьи нет ничего.
Обучающиеся узнали, что генеалогия – это наука о родственных связях. А,чтобы было проще запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная.
Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Весь род можно представить в виде дерева: глубокие корни – это самые дальние предки, мощный ствол растения – прабабушки и прадедушки, крепкие ветки – бабушки и дедушки, родители, а юные зеленые листочки – дети.
Каждому ребенку необходима семья. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Так что же такое семья? Семья есть у каждого: это мама, папа, дедушки и бабушки, а также мы, дети! Родителям полагается растить детей. Семья – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья — это доброта, труд, заботы и любовь, это радости и печали. Это привычки и традиции. В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
В толковом словаре С.И.Ожегова написано, что семья – это группа людей, живущих вместе.
Работая над проектом, обучающиеся искали ответы на вопросы:
— что такое «род», «родословная»?
— кто такие «предки»?
— что такое «семья»?
— что такое «генеалогическое дерево» и как его составлять?
Для этого они опрашивали своих родителей, бабушек и дедушек; просматривали семейную документацию и фотографии. Очень хорошие проекты получились у Токарева Александра, Ральниковой Ксении, Коровиной Таисии, Коломейцева Александра, Калугина Тимура, Шейермана Даниила. А Богатырев Арсений приготовил презентацию.
Учащиеся 2а класса приняли участие и в выставке рисунков «Моя семья лучше всех».
Вся эта работа приобщает детей к истокам своего прошлого.
Учитель начальных классов Прокопчук Г. А.