Ежегодно нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» проводит конкурс социальных и культурных проектов в Калининградской области.
Представить свой проект можно в трёх традиционных номинациях – «Духовность и культура», «Спорт», «Экология», а также в новой под названием «Великий Подвиг», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева в этом году приняла участие в этом конкурсе номинации «Великий подвиг» с проектом «Инновационный проект «Школьный музей», автор заместитель директора по воспитательной работе Молчанова Мария Владимировна.
Целю этого проекта является модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения современных интерактивных технологий.
Как сделать краеведческую, исследовательско — поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка? В XXI веке становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы хотели бы предложить эффективные модели духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, создания в школе творческой среды самореализации учащихся. Это не просто один из кабинетов образовательного учреждения, а воспитательный центр, который способен выступать своего рода координатором и инициатором патриотической работы, так как
— школьный музей интегрирован в образовательный процесс, является неотъемлемой его частью;
— музей адресован непосредственно школьникам, которые, к тому же, принимают непосредственное участие в его функционировании и развитии;
— передача социальной памяти как одна из функций любого музея реализуется через созидательную деятельность всего школьного сообщества, значителен и ресурс музея по привлечению семьи, общественных организаций и т. п.;
— музейная педагогика интересна с точки зрения развития способен развивать коммуникативных компетенций школьников, так как музейная работа способствует становлению коллектива, формирует толерантность в общении с разными категориями населения;
— музей через классические виды деятельности (изучение, хранение коллекций, комплектование фондов и т. д.) может стать полноценным хранилищем интересных артефактов, предметных результатов поисковой и исследовательской деятельности школьников, которые могут активно использоваться в образовательном процессе;
— музейное пространство должно стать центром диалога поколений, взаимодействия людей разных культур;
— школьный музей выводит на новый уровень взаимодействие с семьей как хранительницей артефактов и традиций.
Данный проект рассчитан на активное применение современных интерактивных технологий в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции, посвящённой 75-летию образования Калининградской области и основания Нестеровской средней школы.
В Нестеровской средней школе с 1948 по 1950 годы учился Герой Советского Союза летчик-космонавт Виктор Иванович Пацаев. Он был одним из первых выпускников нашей школы. Еще будучи учеником нашей школы Виктор Иванович мечтал о космосе. После полета Юрия Гагарина Пацаев точно понял, чего он хочет. В 1971 совершил полёт в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб. Идея создания музея в нашей школе появилась в 1972 г., после трагической гибели ее выпускника космонавта-инженера Виктора Ивановича Пацаева. Ученики и учителя школы начали по крупицам собирать материал о своем земляке. Дети беседовали с учителями, которые учили Пацаева с его одноклассниками. Сначала появился стенд при входе в школу, а торжественное открытие музея состоялось в декабре 1973 года.
В годы покорения космоса многие мальчишки мечтали стать космонавтами, а имея такой пример в своей родной школе, желание ребят возрастало с неимоверной силой. В Нестеровской школе учился также летчик Евгений Витальевич Софронов, который героически погиб при исполнении служебного долга. В нашем музее находятся вещи, которые принадлежали Евгению Витальевичу – шинель и шлемы. Также он увлекался искусством, в музее имеется панно — портрет В.И. Пацаева, изготовленное Софроновым.
Изначально в первые годы после войны в школе функционировал только 1 этаж. И именно в кабинете на 1 этаже, где и учился Виктор Иванович Пацаев был открыт музей. Сейчас мы хотим восстановить историческую справедливость и вернуть музей в этот кабинет.
К новому учебному году новый музей на старом месте распахнет двери для своих гостей!
Заместитель директора по ВР Молчанова М.В.