11 мая в Доме детского творчества собрались 8 команд из шести учащихся 6-7 классов. Нашу школу представляли команды 6-Б, 6-К, 7-В классов.
Районный конкурс юных краеведов школ посвящался 70-ой годовщине Калининградской области, Нестеровского района и 71-ой годовщины Великой Победы в ВОВ.
Организаторы конкурса — Управление образования МО Нестеровский район», Отдел молодёжи, МАОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Нестерова.
Перед собравшимися выступили Ильичева Ольга Ивановна, директор ДТ и Гусарова Тамара Афанасьевна, руководитель клуба «Прометей». Они отметили, что основная цель конкурса – это воспитание патриотизма, гражданственности, сопричастности к истории образования и развития родного края; чувства гордости за подвиги героев в Великой Отечественной войне.
Конкурс краеведов проводится в форме краеведческого Эрудициона.
Сначала капитаны каждой команды отвечали на вопросы, к которым приводились три варианта ответа. Требовалось записать номер верного ответа. Например:
— дата приезда первых пересенцев в Нестеровский район,
— дата образования Калининградской области,
— дата гибели С.К.Нестерова,
— даты Восточно-Прусской операции и другие вопросы.
Затем каждая команда получила маршрутный лист. На восьми станциях в течение 7 минут надо было выполнить различные задания:
- На контурной карте Калининградской области записать географические названия всех современных городов, рек, притоков, заливов, озер, водоемов. За каждое верное название присуждался 1 балл. Жалко, что отводилось мало времени.
- Установить соответствие – двадцать немецких названий городов и двадцать современных городов. Все мы знаем, что Шталлупёнен-Нестеров, Советск-Тильзит. А кто продолжит ряд Славск-…, Мамоново-..? Команда 7-В класса ошиблась только в трех из 20 городах! Проверьте свои знания по предложенной таблице:
- Знать растительный и животный мир (по картинке назвать животных и растения нашей области). Самыми сложными оказались растения чага, чистотел и животное куница. Также требовалось по образцу определить название природных ресурсов. Это задание всеми было выполнено замечательно!
- По краткому описанию определить, о каком из шести Героев Советского Союза, захороненных на территории Нестеровского района, идет рассказ, назвать его фамилию имя и отчество, где установлен памятник захоронения и найти его фотографию на стенде. При подготовке к этой станции очень помогла брошюра, оформленная в нашей школе.
- Самой сложной и объемной по вопросам оказалась станция «Викторина». Надо знать и записать ответы по истории образования и развития Калининградской области и Нестеровского района. Вот некоторые из вопросов:
— когда и кем было принято решение о заселении области переселенцами;
— дата образования Калининрадской области;
— когда прибыли первые переселенцы в г.Нестеров;
— назовите первого коменданта г.Нестерова;
— когда была открыта школа г.Нестерова;
— назовите первые колхозы нашего района;
— земляки-космонавты и многие другие.
- Для учащихся 6-7 классов сложной оказалась и станция «Восточно-Прусская операция». Здесь требовалось знать много исторических данных, о которых на уроках по истории Западной России еще не изучалось. Но команды готовились и на некоторые вопросы отвечали быстро и уверенно. Например:
— где и когда был ранен С.К.Нестеров, где похоронен;
— когда и какой армией взят Шталлупёнен;
— даты штурма Кенигсберга, дата подписания капитуляции.
- Вы знаете, что шесть городов и два поселка нашей области названы в честь Героев Советского Союза, участников Восточно-Прусской операции? Команда выполняла задание: назвать фамилию имя и отчество (три балла) каждого Героя, по фотографии памятника или бюста требовалось назвать фамилию Героя. Много нового узнали на конкурсе школьники. Будем помнить, что поселок Романово в Зеленоградском районе назван в честь капитана Романова Петра Ильича, командира стрелкового батальона. Его батальон в составе 140-го стрелкового полка 7 февраля 1945 года захватил опорный пункт противника на господствующей высоте в 14 километрах юго-западнее поселка и в течение двух суток отражал контратаки превосходящих сил врага, пред принимавшиеся при поддержке самоходной артиллерии. Оставшись 9 февраля 1945 года с группой из 10 бойцов своего батальона, капитан П.И.Романов, будучи тяжело ранен, сражался до последнего патрона; в критический момент боя вызвал огонь дивизионной артиллерии на себя и погиб. В поселке Романово на братской могиле, где похоронено более 1200 советских воинов, сооружен мемориальный комплекс и установлен бюст Героя.
- Больший интерес вызвал конкурс «Кроссворд – города Калининградской области». По краткому описанию требовалось в сетку кроссворда вписать название города. Например:
— город в 14 километрах западнее Советска из шести букв (Славск);
— город в начале Куршской косы (Зеленоградск);
— город на реке Дейма (Гвардейск); город на реке Лава (Знаменск);
— город, названный в честь героя войны 1812 года (Багратионовск) и другие вопросы.
В ходе подготовки к конкурсу школьники прочитали и запомнили много нового и интересного по истории Малой Родины, изучили исторические, военные и культурные памятники на территории района и области; знакомились с краеведческим материалом. Нам очень помогли книги, которые мы советуем прочитать всем:
- Колганова Э.М., В.Н. Строкин «Страницы Памяти»,
- Г.М. Фёдоров «Знаете ли Вы Калининградскую область»,
- П.П. Кучерявый, Г.М. Фёдоров «География Калининградской области»,
- Выставочный комплект «Восточно-Прусская операция» — к 70-летию образования Калининградской области.
Подведены итоги Конкурса краеведов:
1 место заняла команда Дома детского творчества (ученики 6-7 класса нашей школы), руководитель Гусарова Т.А.
2 место заняла команда 7-В класса нашей школы, руководитель Смирнова С.А.
3 место – команда МАОУ Замковская СОШ,
4 место – команда 6-К класса нашей школы, руководитель Молчанова М.В.
5 место – команда 6-Б класса нашей школы, руководитель Стогниева Т.В.
Молодцы! Поздравляем!
Команды, занявшие 1,2,3 места, награждаются грамотами Управления образования. Руководители команд — призёров, награждаются грамотами Управления образования. Остальным командам вручается свидетельство участника.
В этом конкурсе главное – это расширение и углубление знаний подрастающего поколения по истории Малой Родины, чувство гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, без чего гражданин не может состояться как личность!
Смирнова С.А., классный руководитель 7-В класса