Предметные недели как форма активизации учебной деятельности учащихся

54ygfh46dПроведение предметных недель в МАОУ СОШ г. Нестерова — давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актёрские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у  обучающихся,  принимающих активное участие в организации и проведении таких мероприятий,  повышается интерес к изучаемому предмету, их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология, химия, география очень важно, целесообразно и актуально.

Неделя биологии, географии и химии  была проведена в период с 25 по 29 апреля 2016 года.

Для учащихся 5 класса (учитель биологии Коршунова Л. А.)  актуальным для данного времени года  стало проведение интеллектуальной  игры по биологии «В мире птиц».Весна — прекрасная пора для всегоживого. Пробуждается природа. И мы  встречаем наших друзей, пернатых странников: скворцов, грачей, жаворонков,  ласточек, стрижей.

ghr6ygj6Пятиклассники работали в группах, отвечали на вопросы викторины, играли в «орнитологический футбол», угадывали птиц по голосам, разгадывали кроссворды.Учащиеся узнали про  орнитологическую станцию «Фрингилла», которая находится на территории Куршской косы, —  в месте прохождения маршрутов перелётных птиц и служит для кольцевания птиц и изучения их перелётов. Ребята  проявили желание посетить  эту станцию во время летних каникул.

Интересная ситуация во время проведения игры сложилась в  5 «А»  классе. Две из трёх команд  имели одинаковое название  — «Голуби».  И    по итогам игры  они набрали одинаковое количество баллов.  А выиграла команда «Синички» в составе Озуписа Рената, Бальчунаса Романа, Сахарова Никиты, Тамми Алины, Дмитриевой Оксаны, Юсуповой Лэйлы, Бабёнова Никиты, Миночкина Максима.

45gf45s32Учащиеся 6 классов путешествовали по стране Легумии, которой  на географической карте не существует.  И всё-таки она есть. Где?    Пора раскрывать секреты.  «Легум» в переводе с французского  обозначает «овощ», а  страна  Легумия  — огород.  Каждый класс  делился на 2  группы,  ребята  придумывали соответствующие теме  путешествия названия командам,  отвечали на вопросы «Литературного салона», решали анаграммы,  проявляли себя в роли художников, чтобы нарисовать «марсианскую морковь», «лунную капусту» или «юпитерские огурцы», а  для конкурса  «Овощная арифметика»  применяли знания по математике. Среди учащихся 6 классов хочется отметить  6 «К»,  в котором между собой соревновались и одновременно путешествовали по стране Легумии команда мальчиков «Помидорки» и команда девочек «Биологи». Победила команда «Биологи». При ответах на вопросы учащиеся продемонстрировали  хороший уровень знаний. Во время конкурсов ученики проявляли заинтересованность, активно работали, демонстрировали умение работать в группах,  переживали неудачи и радовались победам.

Для  расширения представления  учащихся 7 классов  о многообразии животных форм и необходимости  бережного отношения  к животным   организована интеллектуальная игра «Мудрая природа».

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде всё по справедливости.

У природы круглый год обучаться  нужно.

Весь большой лесной народ учит крепкой дружбе.

                                                                       В. Орлов

          245gh56yfh45Первый конкурс назывался «Разминка». Нужно было определить, как «разговаривают» разные животные. Мы знаем с раннего  детства, что  журавль – курлычет, утка – крякает,  шмель – жужжит. Для некоторых учащихся было маленьким открытием что, например, слон – трубит,  лиса – лает,  индюк – кулдыкает. Вызвал оживлённый интерес конкурс,  в котором нужно было определить по голосам животных – сову, лягушку, цикаду, мышь, змею. И ребята  успешно справились с этим  заданием.  Развитию познавательного интереса к биологии   способствовал конкурс  о памятниках животным.  Семиклассники узнали  о том, что  во многих странах есть памятники собакам, котам,  в России  есть памятник корове, а в Австралии – овце. Эти животные, а также муравьи, куры, лягушки участвовали   в биологических экспериментах.  Тема этой игры  оказалась  очень интересной для учащихся, а временные рамки урока не позволили нам   подробно её изучить. Поэтому, мы  договорились  с  ребятами о проведении  второй части этой игры.
В роли «знатоков природы»  проявили себя ученики 9 классов, наши выпускники, которые  должны иметь знания об охране природы, чтобы, работая на производстве или в других сферах, могли объективно оценивать вред, наносимый человеком природе и самому себе и учитывать это в своей деятельности. Для разминки был предложен кроссворд, ключевыми словами которого  стало словосочетание «охрана природы».  Капитаны отвечали на вопросы теста  «И в шутку, и в серьёз». Проверкой  на кругозор и эрудицию учащихся стало задание, в котором  нужно было расшифровать аббревиатуры:  МСОП, ПДК, ВООП, ВФОП, ООПТ.А Вы справитесь с этим заданием? В практическом туре  было предложено 3 вопроса, где нужно было использовать математические способности.  Все команды  великолепно справились и с этим заданием!

«Вода обычная и необычная»  — познавательный  урок  по данной теме прошёл в 10 классе.  «Всё хорошо в природе, но вода —  краса природы»,- так сказал автор известной сказки «Аленький цветочек»  С. Т. Аксаков. Обычная вода – это чистая вода, дистиллированная или талая. Знаете ли Вы, что  при выращивании  овощных культур урожай повысится, если их поливать талой водой?  Свойства необычной воды связаны с её аномалиями. Благодаря им зимой реки не промерзают до дна,а высокая скрытая  теплота плавления  льда  спасает нас от катастрофических весенних наводнений.

Наши выпускники  за 11 лет обучения часто   в составе  школьной сборной  играли  и выигрывали  во многих интеллектуальных конкурсах, в том числе и по биологии.

13vd34f23В этом учебном году в феврале  команда «Капитошки»  заняла 3 место в областных экологических играх. Весомый вклад в эту победу внесли  учащиеся 11 класса – Бирюкова Александра, Бурбулис Эдуард, Игнатова Александра, Шишлова Арина, Машкин Артём, Сечин Даниил, капитан команды -Черанёва Дарья. Не случайно  в качестве мероприятия в рамках предметной недели предложена  «Своя игра». Ребята играли легко и с удовольствием, отвечая  на вопросы разной сложности и  в разных номинациях.

В целях воспитания  патриотических чувств, уважительного отношения  к малой родине  для учащихся 8 классов была организована районная игра «Мой край».     Очень часто то,что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом.

У нас в гостях были ученики МАОУ Побединская СОШ. Командам предстояло пройти  три станции —  по биологии, географии и химии. Учитель  географии А. Н. Крутых подготовила задания, в которых   по предложенным фотографиям  известных мест нашего района с изображениями  кирх, мостов, старинных зданий  нужно было определить эти объекты и назвать их.Также команды работали  по двум картам Калининградской области  — современной  и  старого образца с немецкими названиями населённых пунктов.
В кабинете химии  командам предлагалось    выполнить  8 заданий. Это  работа с символами и названиями элементов,  разгадывание шарад и анаграмм, занимательные вопросы. Успех любой команды зависел от умения работать в коллективе, помогать   друг другу, правильно распределять задания между собой.

Учитель биологии МАОУ Побединская СОШ    Е. Г. Бибикова  подготовила командам  вопросы по биологии  по номинациям «Животные», «Грибы», « Лекарственные растения», « Красная книга», «Все части света». Задания были разной сложности, что всегда является привлекательным моментом в игре. Победила команда  учащихся 8 «В»  класса в составе: Втюрина Елизавета, Тарасенко Даниил, Карсакова Маргарита. Эчбергер Владимир, Иванова Екатерина, Солонников Игорь. Все команды награждены грамотами. Но главная награда в этой игре —  полученные новые знания,  эмоции, впечатления. Всем участникам это мероприятие понравилось.  Надеемся на новые встречи!

324dsf3rd4В рамках предметной недели в 8 классах был проведен конкурс «Безопасная химия» (учитель химии Гатауллина Г. М.)  На уроке ребята разделились на команды и показали свои знания по технике безопасности. Были предложены такие виды заданий, как «Рифмованные строчки», «Знаешь ли ты знаки по ТБ», «Конкурс эрудитов», «Конкурс капитанов», «Проверь свои знания по ТБ», «Конкурс лаборантов», «Найди ошибку». В результате в каждом классе определились команды-победители, получившие в качестве награды оценку «отлично».

Учащиеся 9-11 классов участвовали в «Часе эрудитов».  Было много вопросов на эрудицию, сообразительность, смекалку по разным областям знаний, включая химию, биологию, географию, физику, литературу.  Все ученики с большим воодушевлением участвовали в конкурсе. Но здесь самыми эрудированными оказались: Пода Евгений и Сечин Даниил, Машкин Артем из 11 «А» класса, Султанов Артем из 9 «Б» класса, Эчбергер Владимир из 8 «В» класса, Старкова Екатерина из 9 «К» класса.

В 5 «Б»  классе учащиеся применяли свои знания по географии при проведении викторины «Веселая география». Пройдя по этапам игры, таким как «В стране Сообразилии» (география + смекалка), «В океане юмора» (география + юмор), «Восхождение к вершинам знаний», «По реке времён» (география + история), К литературным источникам» (география + литература),   «По заповедным местам» (география + зоология), «Вкусная география» (география + кулинария), «Песенная география» (география + музыка),ребята поняли, что география – это всепроникающая наука.

Учитель географии А. Н. Крутых   среди учащихся 6-11 классов  организовала и провела  конкурс стенгазет «Земля – наш дом»:   1место – Кузенкова Екатерина 8 «А» класс, работа «Моря России»,  2место – Антонова Дарья 8 «Б» класс, работа «Озеро Байкал», 3место – Прензелевич Диана  8»А»  класс, работа  «Гыданский полуостров».В фотоконкурсе  «Есть в природе чудеса»  определены  победители и лауреаты в личном и командном зачётах. Выставка работ  учащихся представлена на стенде на 2 этаже школы.  Некогда ребятам было скучать  и на уроках географии в течение предметной недели.  В 10 классе   для учеников проведён конкурс  «Что, Где, Когда?» Учащиеся 6-8 классов отвечали на вопросы викторины «Настоящий географ» и   разгадывали  географические кроссворды. Абсолютным победителем  в этих конкурсах   стала Казаченко Мария, ученица 7 «В» класса.

23gf5egfgeХочется отметить  хороший уровень проведения   предметной недели по географии   учителем Анной Николаевной Крутых. Это наш молодой педагог и её первый опыт организации внеклассных  и внеурочных мероприятий.  Желаем    очередных творческих успехов!

Предметные недели — одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы мероприятий учащиеся привлекаются к углубленному изучению предмета.         Использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс,  развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, вселить  уверенность в свои силы, развить и углубить интерес к познанию природы. Важно, что  ученики ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.

Коршунова Л. А., учитель биологии

1596 Просмотров 2 Просмотров

Комментирование запрещено