«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
28 февраля в МАОУ СОШ г. Нестерова был проведён районный семинар «Системно — деятельностный подход в обучении и внеурочной деятельности». В работе семинара приняли участие педагоги из всех общеобразовательных учреждений района и представители Управления образования администрации МО «Нестеровский район».
Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что ончитает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Системно-деятельностный подход —это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. В ходе семинара были проведены открытые уроки и внеурочные занятия. Работа семинара включала в себя три блока по 5 занятий.
Соколова И.А. на уроке обществознания по теме «Семейные правоотношения» в 9 «А» классезатронула формирование представления учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве, о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. Эпиграфом к уроку стали слова А.Шопенгауэра «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Ребята работали в группах и парах, составляли брачный контракт, рассматривали статьи Семейного Кодекса РФ. На уроке химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры. В мире запахов» Гатауллина Г.М. организовала дифференцированную групповую работу, в результате которой каждая группа вырабатывала общее мнение по заданной проблеме и делала сообщение об итогах своей работы для всех учащихся, реализуя тем самым идею взаимообучения и индивидуальной работы ученика по заданиям. Включение экспериментальной паузы-получение сложного эфира, придало уроку особенную заинтересованность и деятельный подход обучающихся к изучению данной темы. На уроке математике в 8 «В» классе «Квадратные уравнения» Луцкая С.В. подвела ребят к постановке целей, которые они сформулировали сами. С помощью презентации учащиеся выполняли предложенные задания и делали выводы о свойствах изучаемой функции. Демонстрация оптического свойства параболы с помощью интерактивной доски, ещё более усилило эффект восприятия нового материала. На уроке географии у Крутых А.Н. «Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы поволжского экономического района», девятиклассники познакомились с составом Поволжского района, оценили его экономико-географическое положение (ЭГП), описали природные условия и ресурсы, увидели роль Волги в развитии экономики. Обучающиеся беседовали, работали в группах и индивидуально с картой, а в конце урока отразили своё отношение к уроку с помощью смайликов. Дзюбина Е.П. всегда на своих уроках использует возможность заинтересовать учащихся материалом. Урок в 10 «А» классе «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы» не был исключением. С самого начала было объявлено о необычайности урока, и в этом была интрига. Затем традиционная орфоэпическая разминка, определение темы урока, целевая установка и задача. Вспомнили определения слов, связанных с темой, заполнили таблицы с заданиями, закончили пословицы, устранили речевые ошибки и обобщили материал. Итог урока подвели, используя стратегию «От кулака до пяти пальцев». На уроке английского языка «Здоровый образ жизни» в 9 «А» классе Алиева И.Н. обобщила лексический и грамматический материал, изученный по данной теме, совершенствовала и контролировала умения и навыки практического владения английским языком по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму, стимулировала желание учащихся высказываться на английском языке, мотивировала их к проведению самостоятельных исследований. Патриотизм лирики Блока отчетливо виден в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. В этих и других проблемах разбирались учащиеся 8 «В» класса вместе с учителем русского языка и литературы Сорокиной Н.М., ведь неслучайна тема урока была «Историческая тема в творчестве А. Блока. Тема Родины в цикле «На поле Куликовым». Работая над темой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке физики», педагоги убеждаются, что наиболее эффективной формой организации процесса познания в общении и стимулировании познавательных интересов учащихся служит общественный смотр знаний (ОСЗ), который позволяет осуществить показ знаний, приобретенных учащимися за определенный период учебного года. Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества. Такой смотр в 7 «К»классе провела Останкова С.В. на уроке физике «Силы в природе». В 4-ых классах на внеклассном занятии Воронцовой Ю.О. по немецкому языку «Комната моей мечты» соревновались две команды. Игра состояла из нескольких интеллектуальных конкурсов. Здесь присутствовало и представление команды, и выполнение грамматических заданий, и аудирование, инсценировка сценок на немецком языке, а в заключении был создан проект «Комната моей мечты». На своём уроке «Чистописание» Резепова А.А. смогла создать благоприятные условия для формирования умения каллиграфически правильного написания заглавных букв Г и Р. Второклассники комментировали свои действия, узнавали, из каких элементов состоят буквы, работали по карточкам, чтобы подготовить руку к письму заштриховывали рисунки. Петкун Т.Н. познакомила учащихся 3 «В» класса с дательным падежом имён существительных. Ребята планировали и контролировали свою деятельность, сравнивали, обобщали и делали выводы. Урок начался с психологического настроя. Прочитав стихотворение о русском языке А. Яшина «Русский язык», ребята отправились в увлекательное и трудное путешествие — путешествие в Страну Русского Языка. Это путешествие было полезным и увлекательным. На занятиях у Сапрыкиной А.Н. по программе «Истоки» у детей 2-ых классов формируются духовно — нравственные качества личности (доброта, милосердие, сочувствие, взаимопонимание), доброжелательные и доверительные отношения друг к другу. На этих занятиях они учатся разрешать конфликтные ситуации, совместно решать поставленные задачи. Всё это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность. Неизгладимое впечатление осталось после посещения модуля «Геометрик» Прокопчук Г.А.. На этом занятии был организован мастер класс с гостями. Девиз данного курса «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Для успешного достижения поставленных целей используется трансформируемый игровой конструктор ТИКО, который представляет собой скомплектованные в наборы многоугольники, которые соединяются между собой. Учитель создаёт игровые ситуации на различные темы, а ученик с интересом их выполняет. На уроке физической культуры Ивановой Ж.А. «Игровой час» третьеклассники в процессе игр и спортивных эстафет развивали ловкость, силу, быстроту, совершенствовали навыки коллективизма и взаимовыручки. Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями качествами, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях. Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств. Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. Открытый урок музыки был проведён Кроликовой Т.В. по теме «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Это был мультимедиа урок с применением смешанных технологий. Ученики 2 «А» класса учились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергея Прокофьева. «Часами воодушевление, эмоционального подъема…» должны быть, по мнению А.Т. Твардовского, уроки. Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. И мы должны зажечь искру интереса, пробудить мысль и чувство, помочь постичь образ, ведь мы преподаем искусство, и любой наш урок тоже должен быть произведением искусства, искусства педагогического.
Посетив открытые уроки и занятия, гости, и участники собрались в актовом зале, где проходил «Круглый стол». Сначала всем представилась возможность посмотреть выступление ребят. Младшие школьники исполнили вокальные композиции, а старшеклассники декламировали отрывки из прозаических произведений. В завершении небольшого концерта была исполнена сказка на новый лад «Золушка» на немецком языке.
С небольшими выступлениями выступили: заместитель директора МАОУ СОШ №13 Цуркан Т.А. «Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса в педагогической деятельности»; психолог МАОУ СОШ г. Нестерова Яковлева А.Б. «Профессиональное выгорание педагогов»; заместитель директора по ВР Мигачёва С.В. «Ученическое самоуправление как средство развития и воспитания школьников». Директор МАОУ СОШ г. Нестерова Н.С. Гурьев поблагодарил всех присутствующих за активное участие в подготовке и проведении районного семинара, выразил надежду о дальнейшем плодотворном сотрудничестве.
Велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.
Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние не процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Заместитель директора по ВР Мигачёва С. В.