Районный семинар «Системно — деятельностный подход в обучении и внеурочной деятельности»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

IMG_008728 февраля в МАОУ СОШ г. Нестерова был проведён районный семинар «Системно — деятельностный подход в обучении и внеурочной деятельности». В работе семинара приняли участие педагоги из всех общеобразовательных учреждений района и представители Управления образования администрации МО «Нестеровский район».

Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что ончитает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

IMG_0106Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Системно-деятельностный подходэто организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. В ходе семинара были проведены открытые уроки и внеурочные занятия. Работа семинара включала в себя три блока по 5 занятий.
Соколова И.А. на уроке обществознания по теме «Семейные правоотношения» в 9 «А» классезатронула формирование представления учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном  законодательстве, о социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений. Эпиграфом к уроку стали слова А.Шопенгауэра «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Ребята работали в группах и парах, составляли брачный контракт, рассматривали статьи Семейного Кодекса РФ. На уроке химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры. В мире запахов» Гатауллина Г.М. организовала дифференцированную групповую работу, в результате которой каждая группа вырабатывала общее мнение по заданной проблеме и делала сообщение об итогах своей работы для всех учащихся, реализуя тем самым идею взаимообучения и индивидуальной  работы ученика по заданиям. Включение экспериментальной паузы-получение сложного эфира, придало уроку особенную заинтересованность и деятельный подход обучающихся к изучению данной темы. На уроке математике в 8 «В» классе «Квадратные уравнения» Луцкая С.В. подвела ребят к постановке целей, которые они сформулировали сами. С помощью презентации  учащиеся выполняли предложенные задания и делали выводы о свойствах изучаемой функции. Демонстрация оптического свойства параболы с помощью интерактивной доски, ещё более усилило эффект восприятия нового материала.  На уроке географии у Крутых А.Н. «Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы поволжского экономического района»,  девятиклассники  познакомились  с составом Поволжского района, оценили его экономико-географическое положение (ЭГП), описали природные условия и ресурсы, увидели роль Волги в развитии экономики. Обучающиеся беседовали, работали в группах и индивидуально с картой, а в  конце урока отразили своё отношение к уроку с помощью смайликов. Дзюбина Е.П. всегда на своих уроках использует возможность заинтересовать учащихся материалом. Урок в 10 «А» классе «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы» не был исключением. С самого начала IMG_0114было объявлено о необычайности урока, и в этом была интрига. Затем традиционная орфоэпическая разминка, определение темы урока, целевая установка и задача. Вспомнили определения слов, связанных с темой, заполнили таблицы с заданиями, закончили пословицы, устранили речевые ошибки и обобщили материал. Итог урока подвели, используя стратегию «От кулака до пяти пальцев». На уроке английского языка «Здоровый образ жизни» в 9 «А» классе Алиева И.Н.  обобщила  лексический и грамматический материал, изученный по данной теме, совершенствовала и контролировала умения и навыки практического владения английским языком по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму, стимулировала желание учащихся высказываться на английском языке, мотивировала их к проведению самостоятельных исследований. Патриотизм лирики Блока отчетливо виден в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. В этих и других проблемах разбирались учащиеся 8 «В» класса вместе с учителем русского языка и литературы Сорокиной Н.М., ведь неслучайна тема урока была «Историческая тема в творчестве А. Блока. Тема Родины в цикле «На поле Куликовым». Работая над темой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке физики»,  педагоги убеждаются, что наиболее эффективной формой организации процесса познания в общении и стимулировании познавательных интересов учащихся служит общественный смотр знаний (ОСЗ), который позволяет осуществить показ знаний, приобретенных учащимися за определенный период учебного года. Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества. Такой смотр в 7 «К»классе провела Останкова С.В. на уроке физике «Силы в природе». В 4-ых классах на внеклассном занятии Воронцовой Ю.О. по немецкому языку «Комната моей мечты» соревновались две команды. Игра состояла из нескольких интеллектуальных конкурсов. Здесь присутствовало и представление команды, и выполнение грамматических заданий, и аудирование, инсценировка сценок на немецком языке, а в заключении был создан проект «Комната моей мечты». На своём уроке «Чистописание» Резепова А.А. смогла создать благоприятные условия для формирования умения каллиграфически правильного написания  заглавных букв Г и Р. Второклассники комментировали свои действия, узнавали, из каких элементов состоят буквы, работали по карточкам, чтобы подготовить руку к письму заштриховывали рисунки. Петкун Т.Н. познакомила учащихся 3 «В» класса с  дательным падежом имён существительных. Ребята планировали и контролировали свою деятельность, сравнивали, обобщали и делали выводы. Урок начался с психологического настроя.  Прочитав стихотворение о русском языке А. Яшина «Русский язык», ребята отправились в увлекательное и трудное путешествие — путешествие в Страну Русского Языка. Это путешествие было полезным и увлекательным. На занятиях у Сапрыкиной А.Н. по программе «Истоки» у детей 2-ых классов формируются духовно — нравственные качества личности (доброта, милосердие, сочувствие, взаимопонимание), доброжелательные и доверительные отношения друг к другу. На этих занятиях они учатся разрешать конфликтные ситуации, совместно решать поставленные задачи. Всё это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность. Неизгладимое впечатление осталось после посещения модуля «Геометрик»  Прокопчук Г.А.. На этом занятии был организован мастер класс с гостями. Девиз данного курса «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Для успешного достижения поставленных целей используется трансформируемый игровой конструктор ТИКО, который  представляет собой скомплектованные в наборы многоугольники, которые соединяются между собой. Учитель создаёт игровые ситуации на различные темы, а ученик с интересом их выполняет. IMG_0132На уроке физической культуры Ивановой Ж.А. «Игровой час» третьеклассники  в процессе игр и спортивных эстафет развивали ловкость, силу, быстроту, совершенствовали навыки коллективизма и взаимовыручки. Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями качествами, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях. Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств. Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. Открытый урок музыки был проведён Кроликовой Т.В. по теме «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк». Это был мультимедиа урок  с применением смешанных технологий. Ученики 2 «А» класса учились  различать музыкальные инструменты по тембрам и  внешнему виду.  Определять героев сказки по характеру  и различным интонациям мелодии. Выяснили,  какие музыкальные инструменты  необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения  сказки «Петя и волк» Сергея Прокофьева. «Часами воодушевление, эмоционального подъема…» должны быть, по мнению А.Т. Твардовского, уроки. Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. И мы должны зажечь искру интереса, пробудить мысль и чувство, помочь постичь образ, ведь мы преподаем искусство, и любой наш урок тоже должен быть произведением искусства, искусства педагогического.

Посетив открытые уроки и занятия, гости, и участники собрались в актовом зале, где проходил «Круглый стол». Сначала всем представилась возможность посмотреть выступление ребят. Младшие школьники исполнили вокальные композиции, а старшеклассники декламировали отрывки из прозаических произведений. В завершении небольшого концерта была исполнена сказка на новый лад «Золушка» на немецком языке.

С небольшими выступлениями выступили: заместитель директора МАОУ СОШ №13 Цуркан Т.А. «Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса в педагогической деятельности»; психолог МАОУ СОШ г. Нестерова Яковлева А.Б. «Профессиональное выгорание педагогов»; заместитель директора по ВР Мигачёва С.В. «Ученическое самоуправление как средство развития и воспитания школьников». Директор МАОУ СОШ г. Нестерова Н.С. Гурьев поблагодарил всех присутствующих за активное участие в подготовке и проведении районного семинара,  выразил надежду о  дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

IMG_0142Велика  роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние не процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Заместитель директора по ВР Мигачёва С. В.

704 Просмотров 2 Просмотров

Комментирование запрещено