Предметная неделя по биологии, географии, химии.

Владея опытом естественных наук,
Изучим всё, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным всё вокруг.
И пониманье человеческое шире.

В нашей школе с 29 января по 5 февраля 2018 года прошла предметная неделя по биологии, географии и химии.

Предметные недели  проводятся с целью расширить знания обучающихся, развивать  познавательный интерес к наукам, творческие способности.

В таких  мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением. Между тем, в процессе игры или соревнования,  учащиеся приобретают дополнительные знания и сведения. Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным — усваивается проще, быстрее и с большим интересом. По общему мнению учащихся, внеклассные мероприятия по химии, биологии и географии получились весёлыми, яркими и запоминающимися.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – химия.

предметная неделя 1 (6)-min предметная неделя 1 (1)-min предметная неделя 1 (12)-min
предметная неделя 1 (5)-min предметная неделя 1 (11)-min предметная неделя 1 (4)-min

Чтобы овладеть языком химической науки, недостаточно материала только учебника. Основная задача заключается в том, чтобы разглядеть и на качественно новом уровне уметь объяснять химические явления, происходящие вокруг нас. Игровая ситуация способствует вовлечению ребят в увлекательную деятельность, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Игровая ситуация порождает в них разнообразные эмоционально-психические состояния переживания, углубляющие познание.

В рамках Недели в 8-х классах был проведён конкурс «Безопасная химия».  На уроке ребята разделились на команды и показали свои знания по технике безопасности. Были предложены такие виды заданий, как «Рифмованные строчки», «Знаешь ли ты знаки по ТБ», «Конкурс эрудитов», «Конкурс капитанов», «Проверь свои знания по ТБ», «Конкурс лаборантов», «Найди ошибку». В результате в каждом классе определились команды-победители, получившие в качестве награды оценку «отлично».

предметная неделя 1 (10)-min предметная неделя 1 (3)-min предметная неделя 1 (9)-min
предметная неделя 1 (2)-min предметная неделя 1 (8)-min предметная неделя 1 (7)-min

Кроме этого,  учащиеся 8-х классов приняли участие в викторине «Химический элементарий», где отвечали на хитроумные вопросы по химическим элементам и их свойствам, отгадывали загадки и узнали много интересного о веществах, связанные с историческими фактами и жизненными эпизодами. Кроме этого, восьмиклассники приняли участие в выставке «Занимательная химия», где представили свои работы с загадками, кроссвордами, ребусами по химическим элементам.

Учащиеся 9-10 классов участвовали в «Эрудиты, вперёд!», было много вопросов на эрудицию, сообразительность, смекалку по разным областям знаний, включая химию, биологию, географию, физику, литературу.  Все ученики с большим воодушевлением участвовали в конкурсе. Но здесь самыми эрудированными оказались:

  1. Карионов Александр-10 а-26 баллов
  2. Сливный Даниил-8 а-18 баллов
  3. Бахтинов Алексей-9 к-15 баллов
  4. Преснова Анастасия-9 в-12 баллов
  5. Подгорнов Александр-9 в-11 баллов
  6. Калиновский Михаил-9 а-11баллов
  7. Гуров Александр-9 а-10 баллов
  8. Сидоркина Мария-9 в-10 баллов

Учащиеся 10-11классов отправились в «Путешествие в мир химии-Заколдованная страна». Им предстояло пройти нелегкий путь по замку ледяного мага Крига. Если бы они не ответили на сложные вопросы Алхимика, не обошли каменные статуи в Галерее, не обманули оборотней в Башне, провалились в Подвал Дураков, подставили умные головы под Гильотину и не вышли живыми-невредимыми, выпив «живую или мертвую воду»-то остались бы на веки вечные в ледяном Замке. Но все сложилось удачно для старшеклассников, заодно и повторили материал из неорганической химии. После окончания игры были подведены итоги конкурсов и ребята получили заслуженные оценки!

предметная-неделя-2 (2)-min предметная-неделя-2 (1)-min предметная-неделя-2 (3)-min предметная-неделя-2 (4)-min

В ходе недели географии с учащимися 7-х классов была проведена познавательная игра «Кругосветное путешествие», где ребята в игровой форме узнали интересные факты о странах мира и их населении, о материках и их уникальности. В ходе игры классы были поделены на команды, каждая команда должна была придумать название, девиз и создать эмблему. Задания у ребят были метапредметного характера (география+литература, география+история, география+зоология), требовавшие как устный, так и письменный ответ. В результате, все учащиеся узнали для себя много нового и интересного, поработали в группах, научились проявлять лидерские качества.

В 10-11 классе прошла Пресс-конференция «Страны мира», где ребята, работая локально,  подготовили проекты о самых влиятельных странах мира и провели отчёт в виде докладов.

Среди 9-х классов проводился Брейн-ринг «Моя Россия – моя страна», главной целью которого стало создание проекта об уникальных памятниках природы Российской Федерации. В ходе мероприятия ребята активно отвечали на предложенные вопросы и задания и зарабатывали жетоны, на которых были факты и интересные сведения о том или ином памятнике природы. В конце каждая команда составила из жетонов, будто собирая пазл, свой проект и защитила его.

Среди 5 –х и 6-х классов проводился конкурс рисунков «Космическое пространство», а также демонстрация серии видеофильмов ВВС «Живая планета».

Интересно прошли мероприятия по биологии.

Для учащихся 5-6классов были организованы уроки и внеклассное мероприятие, посвящённые жизни и творчеству писателя — натуралиста В. В. Бианки с целью привлечения внимания детей и подростков к красоте и богатству природы, а также для повышения престижа чтения, в том числе и семейного чтения. И это получилось.

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». (В. В. Бианки)

Ребятам был предложен список  произведений этого писателя, а также дано задание  выполнить  рисунок на темы «Природа страны Бианки» или «Мои наблюдения за природой». Интерес  к чтению книг  писателя В. В. Бианки заметно повысился после просмотра  аудиорассказа «Чей нос лучше?»  и проведённой викторине среди учащихся по произведениям этого автора.

 Для учащихся 7 классов проведён урок-игра  «Чудеса рядом с нами». Действительно,  удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг!

Все,  все  на  свете,  на  свете  нужны!

И  мошки  не  меньше  нужны,  чем  слоны.

Нельзя  обойтись  без  чудищ  нелепых

И  даже  без  хищников,  злых  и  свирепых.

Нужны  все  на  свете,  нужны  все  подряд:

Кто  делаем  мёд  и  кто  делает  яд.

Помогали  урок провести  две прекрасные богини Флора и Фауна, хозяйки царств Растения и Животные. Были конкурсы «Разминка», «Игра в прятки», «Соображай-ка»,  «Самые внимательные», ребята рассказали интересные факты о животных. Даже физминутка «Деревья, кустарники, травы» была чудесной и удивительной!

В конкурсе «Угадай-ка»   самые  смелые и артистичные ребята изображали  какое -то животное в определённой шуточной ситуации: «Проспавший петух», «Танцующий медведь», «Слон, увидивший мышь». Остальные учащиеся  отгадывали это животное  и что с ним случилось.

Для учащихся 8 классов  успешно прошёл урок  «Мир анатомии», целью   которого  было привитие интереса учащихся  к изучению  анатомии, физиологии и гигиены  организма человека, к привычке вести здоровый образ жизни. Каждый класс работал по группам и участвовал в разных конкурсах, в том числе на внимательность, скорость и сообразительность.

Урок «Такая разная биология» был предложен учащимся 9 классов. Много нового и интересного узнали ребята из этого урока, так как ни один вопрос не остался без ответа. А вопросы  были из разных областей науки биологии и других школьных предметов. Например, в номинации «Одно имя на двоих» нужно было ответить на вопрос: «Трава семейства настурциевых и цепкохвостая обезьяна».  А это — капуцин. Ребятам понравился следующий вопрос: «Служитель зоопарка в американском г. Брюнксе повесил на вольере обыкновенное зеркало и сделал надпись. Что она гласит? (“Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле!)

А вот следующий вопрос был интересен и для меня, учителя. «Какое растение самым первым побывало в космосе, расцвело там и дало семена при отсутствии гравитации?». Это арабидопсис, растение семейства Капустные. Оказывается, что это растение широко используется для аграрных наук, также как лабораторная мышь и плодовая мушка дрозофила для животноводства. И используется для исследований в космосе, в частности, выращивалась на советской станции «Салют-7» уже в 1982 году, а также на Луне и планируется использование этого растения для выращивания на Марсе. Вот так интересно! Так же как и тот факт, чем касатка отличается от косатки!

Интеллектуальная игра «Эрудит» для учащихся 10-11 классов  в очередной раз показала, как много мы знаем и одновременно не знаем!

“Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! …”

“Не позволяй душе лениться” Н. Заболоцкий

Вопросы были серьёзные и по очень серьёзным темам: генетика, молекулярная биология, обмен веществ. Но больше всего учащимся понравился литературный конкурс, в котором нужно было определить биологическую ошибку. Да-да, ошибку! Например:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких.

Принесла с собой.

А.Н. Плещеев

Ошибка: Ласточка- насекомоядная птица, а не зерноядная.

Или ещё пример. «Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте». (М. Ю. Лермонтов). Ошибка: грива бывает только у самцов львов. Допущенные автором биологические неточности не влияют на восприятие художественного произведения, но предполагают проверку нашей научной грамотности.

Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока, – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни  учащиеся  ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.

В целом предметная неделя по биологии, географии и химии    прошла успешно. Поставленные цели были выполнены.   Учащиеся   смогли  проявить свою фантазию, артистизм, творчество,  знания, экологическую культуру.

Коршунова Л. А., руководитель ШМО учителей биологии, географии, химии.

 

340 Просмотров 1 Просмотров

Комментирование запрещено